СхемаМикроавтобус "Радио - НН"
- разработка и изготовление
преобразователей напряжения,
продажа радиодеталей

Главная  |  Схемы |  Радиодетали |  Гарантии и ремонт |  Частые вопросы  |  Цены  |   Контакты





Преобразователи напряжения (инверторы) 12/24/220 вольт

Повышение надежности работы преобразователей напряжения

Как известно, в любой радиоэлектронной аппаратуре самым уязвимым местом обычно является блок питания. Это связано с тем, что он подключается непосредственно к внешнему источнику напряжения, параметры которого имеют большой разброс. Для устройств, питающихся от сети 220В, проблема во многом была решена с появлением импульсных блоков питания, допускающих изменение входного напряжения в широких пределах, иногда от 110 до 260 вольт.

Для автомобильной аппаратуры проблема нестабильности питающего напряжения 12/24 В дополняется еще и разнообразными импульсными помехами, возникающими как при работе, так, особенно, и при запуске двигателя. С целью повышения надежности работы преобразователей напряжения разработчики устанавливают разнообразные схемы защиты:
- защита от неправильного подключения + и - ("защита от дурака"),
- защита от превышения мощности подключенной нагрузки,
- защита от увеличения или уменьшения входного напряжения питания,
- защита от короткого замыкания по выходу
и ещё множество других.

Всё это усложняет конструкцию преобразователя напряжения, а следовательно, повышает его цену. Кроме того, в некоторых случаях при срабатывании устройства защиты преобразователь напряжения автоматически выключается, и для его перезапуска требуется повторное включение тумблером или кнопкой, что неудобно.

Другая проблема, характерная для большинства преобразователей напряжения - это наводки, которые влияют на аппаратуру из-за прямоугольной формы выходного сигнала (аналогично и для "модифицированной синусоиды"). Особенно этому подвержены аудиоустройства, которые начинают "фонить" при работе от таких преобразователей. Конечно, можно использовать преобразователи с "чистым синусом" на выходе, но они значительно дороже и обычно более громоздкие.

Во многих случаях причиной выхода из строя преобразователя напряжения являются сбои в работе задающего генератора из-за наводок со стороны системы зажигания автомобиля. Такие сбои могут приводить к пробою мощных выходных транзисторов, замена которых бывает дорогостоящей не столько из-за самих транзисторов, сколько из-за сложностей с подбором аналогов и плохой ремонтопригодности самих преобразователей. Иногда они вообще не предназначены для ремонта, и единственный выход в данном случае, покупка нового.

Для уменьшения вероятности таких сбоев в работе задающего генератора используют RC-фильтры по цепям питания, устанавливают электролитические конденсаторы емкостью 1000 мкф и более непосредственно на входные клеммы 12/24 В, ставят защитные диоды от импульсных помех, например, P6KE18A (600Вт 18В) для 12-вольтовых схем или P6KE33СA (600Вт 33В) для 24-вольтовых.

Для преобразователей напряжения, схемы которых приведены на сайте, хорошие результаты были получены при небольшом изменении схемы задающего генератора: введении буферных инверторов перед выходным каскадом. Такое дополнение не требует дополнительных деталей, так как в микросхеме 155ЛА3 оставались незадействованными два элемена И-НЕ, которые и были включены как буферы - рис.1

Задающий генератор  преобразователя напряжения
Рис.1. Улучшенная схема задающего генератора преобразователя напряжения

Дополнительно надежность работы генератора можно улучшить, заменив транзисторы КТ315 на импортные 2N5551, а КТ361 соответственно на 2N5401. Подробнее о замене транзисторов и диодов в преобразователях напряжения смотрите в разделе "Замена элементов электрических схем."

Иногда при включении преобразователя, собранного по схеме с полевыми транзисторами, возникает большой бросок тока, приводящий к выходу из строя транзисторов в одном из плеч моста. Особенно часто это наблюдается в схеме полномостового инвертора (см. Гибридные схемы преобразователей напряжения). Для повышения надежности работы такого преобразователя можно ввести в схему задержку включения мощных транзисторов при подаче питания. Для этого в цепь затворов полевых транзисторов включается RC-цепочка, которая поддерживает низкий уровень напряжения в течение 200-500 мс, пока не зарядится конденсатор. Далее эта RC-цепь не влияет на работу преобразователя. Схема такой задержки показана на рис.2:

Задержка включения  преобразователя напряжения
Рис.2. Задержка включения преобразователя напряжения

Цены на выпускаемые нашим предприятием блоки питания и преобразователи напряжения смотрите в прайс-листе.

Copyright © 2001 - ООО «Радио-НН»
Нижний Новгород, пр. Гагарина, 62, тел. +7 952 765 95 40, +7 910 896 81 75
Филиалы: Москва - тел. (495) 507-30-95, Ярославль - +7 910 822 15 74, Владимир - +7 920 253 53 41

Ключевые слова: преобразователь напряжения, автомобильный преобразователь напряжения, инвертор, invertor, схемы преобразователей напряжения, адаптер 12-220, 24-220, 12-24